Астрофизики в первый раз увидели сжатие белого карлика

Астрофизики МГУ впервые нашли доказательства сужения белого карлика на ранних этапах эволюции

Русские астрофизики вместе с коллегами из Италии узнали, что одним из составляющих двойной системы HD 49798 является поэтапно сжимающийся белый карлик.

Ученые под управлением доктора Государственного астрономического института имени Штернберга МГУ Сергея Попова обнаружили, что одним из жителей таинственной двойной системы является молодой белый карлик — проэволюционировавшая звезда, лишённая собственных источников термоядерной энергии и обладающая небольшой массой.

Учёные проводили исследование источника рентгеновских лучей в двойной системе звёзд HD49798, которая находится на расстоянии 2-х тыс. световых лет от Земли в созвездии Корма. Для проведения исследований астрофизики используют оптические, ультрафиолетовые и рентгеновские телескопы уже десятки лет, отмечает агентство городских новостей Москва. В дальнейшем ученые обнаружили, что HD 49798 является двойной звездой, одна из половинок которой является «нормальным» светилом, а 2-ая - нейтронной звездой либо белым карликом.

У данного открытия есть два важных смысла.

Белые карлики — малогабаритные звезды с радиусами в 100 раз меньше солнечного при сравнимых массах.

Жизнь большинства относительно маленьких звезд, сходных на Солнце по своим размерам, кончается не взрывом сверхновой, а превращением в белого карлика — небольшой и сверхплотный комок из сверхгорячей экзотической материи, продолжающий светиться на протяжении многих сотен млн. лет за счет тепла, заточенного в их недрах.

Этот объект был открыт еще в 1964 аргентинскими астрономами, которые вначале думали, что имеют дело с незаурядным белым субкарликом, в недрах которого содержалось особенно не достаточно водорода. Причём скорость его вращения регулярно растёт: за год период его обращения уменьшается на семь наносекунд. А в случае нейтронной звезды не удается пояснить многие иные особенности системы. В 1996-ом году астрономы обнаружили пульсирующий поток рентгеновских лучей, идущих от данной звезды. По значимости открытие можно сравнить с раскрытием детективом хитрого правонарушения - хотя событие вполне локальное, все равно интересно. Ранее считалось, что на раннем этапе развития происходит сжимание белых карликов, но подтверждений данной теории не было.

Как показали эти расчетов, белый карлик возрастом в 2 млн лет должен сжиматься со скоростью приблизительно в сантиметр в год, что безупречно соответствует тому, какими темпами растет скорость вращения второй половинки HD 49798. Саму же фазу сжатия «вживую» никогда не могли видеть. И уникальность системы, которую мы наблюдали, в том, что белый карлик будто бы подсветили (благодаря аккреции вещества с соседней звезды).

В иных сходственных системах аккреция значительно мощнее: «уже она определяет, как белый карлик крутится, почему заметить „красоту сжатия“ невозможно», — поведал Попов.

Кейт Миддлтон восхитила трендовым нарядом — Мак и бархат