Русские ученые открыли способ нахождения слабых точек раковых клеток

Ученые карта белков-мутантов поможет искать уязвимости раковых клеток

Русским ученым удалось создать новый способ нахождения слабых точек раковых клеток.

Мутации в ДНК приводят к тому, что появляются белки не с теми аминокислотами, которые должны быть в норме. Считается, что некоторые из таковых функциональных изменений становятся главными для последующего развития рака. «Это несомненно поможет в исследовании белкового состава опухолей и разработке препаратов, „нацеленных“ на мутантные белки в опухолевых клетках», — повествует Михаил Горшков из Московского Физтеха и Института энергетических трудностей химической физики РАН. Ученые определяют точную массу молекул и их химический состав, а потом программа сравнивает приобретенные результаты масс-спектрометрии с платформой данных белков всего организма.

Для проверки работы своей системы ученые использовали геномную информационную базу клеточной линии HEK-293, полученной из человеческого зародыша. Результаты исследования размещены в журнале Proteomics. Это модельная культура клеток человека, которую часто используют в исследованиях, так как ее легко растить в лаборатории. Кроме того, линия HEK-293 несет огромное количество мутаций и служит отличной моделью для отработки протеогеномного подхода к исследованию рака.

Для работы этой программы и поиска мутантных белков нужны данные масс-спектрального анализа содержимого клетки, по которым компьютер может найти даже небольшие мутации в белках по отклонениям в их массе от «нормальных» значений, предсказанных с помощью геномного анализа. Используя новый подход к протеогеномному анализу с применением расширенной базы данных, ученые обнаружили в клетках HEK-293 113 неповторимых вариантных последовательностей пептидов, относившихся к экзонным областям 103 генов.

По предварительным имеющимся сведениям анализа ученые определили, какие белки либо их фрагменты содержатся в клетках HEK-293, и отыскали мутации белков, для некоторых из которых до этого была показана связь с разными типами рака. Очевидно, наличие этих вариантов способствует лучшему выживанию и размножению клеток.

«Томь» подписала договор с бывшим защитником «Краснодара»